Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Программа развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

 

ГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с.п. Нестеровское» Сунженского района РИ

 

на 2012-2017 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

Педагогический коллектив школы, администрация   

СОШ № 1 с.п. Нестеровское

 

 

 

 

 

 

 

с.п. Нестеровское –2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

1

Пояснительная записка

 

 

2.

Проблемно-позиционный анализ состояния школы на заключительном этапе реализации программы развития 2007-2012 годов. Анализ реализации основных задач развития школы, определённых программой 2007-2012 годов

 

2.1.

Освоение развивающих личностно-ориентированных технологий.

 

2.2.

Совершенствование работы с детьми разного уровня развития (от одарённых до детей с особыми образовательными нуждами)

 

 

 

 

2.3.

Создание воспитательной системы через формирование гражданско-правовых знаний и активное включение всех участников образовательного процесса в управление школой

 

 

2. 4.

Разработка и освоение системы мониторинга качества образования.

 

 

3

Приоритетные проблемы развития школы

 

3.1.

Кадровые проблемы

 

3.2.

Научно-методические и технологические проблемы

 

3.3.

Проблемы качества обученности учащихся разного уровня развития

 

3.4.

Проблемы воспитательной работы

 

3.5.

Проблемы социального партнёрства

 

 

4.

Программа развития школы

 

4.1.

Концептуальные основы, стратегические цели и тактические задачи

 

4.2.

Управленческие механизмы реализации программы развития

 

4.2.1.

Организационно-педагогические механизмы

 

4.2.2.

Организационно-методические механизмы

 

4.2.3.

Ресурсные механизмы

 

   4.3.

Основные направления жизнедеятельности школы в режиме развития

 

4.4.

Этапы реализации программы

 

4.5.

Годовые планы реализации программы. Цели и содержание этапов реализации программы

 

4.5.1.         

План 1 этапа (2012-2013 год).

 

 

5.

Программа социального партнёрства

 

5.1.

 

Корпоративные связи

 

5.2.

Обеспечение связей с родительской общественностью

 

5.3.

Обеспечение связей с общественными организациями и культурно-спортивными центрами

 

 

  6.

Критерии реализации программы и ожидаемый результат

 

7.

Трудности, риски в реализации программы, пути их ограничения

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Социально-экономические преобразования в стране, оказавшие существенное влияние на российское образование, создали реальные предпосылки для его обновления  в соответствии с запросами обновления экономики и рынка труда. Потребность в образованных,  предприимчивых, способных к осознанному самоопределению в ситуации выбора,  готовых к повышению уровня своих знаний людях определяет цель современного образования, приоритетным для которого становится ориентация на компетентность и творческую реализацию личности. В этой ситуации понятие «учебно-познавательная компетентность» как часть целой системы требований к личности выпускника приобретает особую актуальность, а процесс развития данной компетентности обусловливает новые подходы к организации обучения и воспитания учащихся. Решение проблем современного образования через создание условий для формирования личности, компетентной в сфере учебно-познавательной деятельности, и определило необходимость создания данной программы.

 Программа развития средней общеобразовательной школы № 1 ст. Нестеровской представляет собой нормативный управленческий документ, разработанный с учётом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике на основе Закона РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования»,  проекта концепции государственного Стандарта общего образования.

В целях реализации принципа преемственности и закономерности развития,  в соответствии со сложившейся социо-культурной ситуацией микрорайона, где расположена школа, в основу программы положены идеи, разработанные и реализованные программой развития школы как адаптивной (2007-2012 гг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Проблемно-позиционный анализ состояния школы на заключительном этапе реализации программы развития 2007-2012 годов. Анализ реализации основных задач развития школы, определённых программой 2007-2012 годов

 

Социо-культурный анализ ситуации микрорайона, в котором расположена школа, и проблемно-позиционный анализ состояния школы на 2004 год позволили педагогическому коллективу определить идею создания адаптивной школы как ключевую идею программы развития. Разработка программы и теоретическое осмысление модели адаптивной школы в 2004-2005 учебном году привели педагогический коллектив к следующему пониманию концептуальных основ адаптивной школы:

Адаптивная школа – это многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений, определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок каждого ученика.

Понимание концептуальных основ адаптивной школы, определение стратегических целей и тактических задач позволило коллективу школы в 2005 году спроектировать следующие основные направления  развития школы до 2010 года:

1. Освоение развивающих личностно-ориентированных воспитательных и образовательных технологий.

2. Совершенствование работы с детьми разного уровня развития (от одарённых до детей с особыми образовательными нуждами)

 

3.  Разработка и освоение системы мониторинга качества образования.

 4. Создание воспитательной системы через формирование гражданско-правовых знаний и активное включение всех участников образовательного процесса в управление школой.

Результаты работы по реализации  основных направлений программы развития представлены в таблицах, диаграммах и схемах и комментариях.

 

2.1. Освоение развивающих личностно-ориентированных технологий

Степень освоения развивающих личностно-ориентированных технологий педагогами классов 1 и 2-3 ступеней представлена в таблицах  №1 и №2 (по данным на май 2012 года).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

Уровень владения  развивающими технологиями педагогов   1 ступени

технология

% учителей владеющих технологией

% учителей, системно работающих в технологи

Технология РО  Занкова Л.В.

42,80%

9,30%

Технология ИКТ

34,20%

29%

Технология мониторинга

77,10%

64,80%

Технология портфолио

57,10%

42,80%

 

Таблица №2

                      Уровень владения  развивающими технологиями педагогов   2,3 ступеней

 

Технология

% учителей, владеющих технологией

% учителей, эффективно использующих технологию

 
 

Технология разноуровневого обучения  

50%

41,30%

 

Технология проблемного обучения

32%

29,50%

 

Проектная технология, в том числе исследовательские проекты

25%

18,70%

 

Технология КСО

65%

59,40%

 

Информационно-коммуникативные технологии

63%

50%

 

Технология мониторинга

82%

69,40%

 

Технология портфолио

65%

53,70%

 

 

Данные таблиц показывают, что среди современных технологий наиболее востребованными в школе являются ИКТ, технология разноуровневого обучения, технология РО Занкова Л.В. и проектная технология. При этом уровень владения современными технологиями и уровень их практического применения имеет значительную разницу. Эти данные подтверждаются данными мониторинга методического мастерства учителей по организации адаптивного урока, проведённого во 2-м полугодии 2011-2012 учебного года  администраций школы.

 

 

 

 

Диаграмма №1

Уровень методического мастерства учителей 1 и 2-3

ступеней на разных этапах урока

 

 

 

      

 

 

Анализ показал: педагоги школы на высоком  и достаточном уровне владеют методами организации учащихся в начале урока (100% 1 ступень и 90% - 2-3) и приёмами постановки на уроке задач в соответствии с темой (100 и 80% соответственно).    

Достаточный уровень методического мастерства (67 и 72%) отмечается в умении учителей объяснять изучаемый материал в силу своего профессионализма в области того или иного предмета. Умение вовлечь учащихся в процесс целеполагания и умение мотивировать детей на всём протяжении урока наиболее ярко проявляется на уроках учителей 1 ступени. Низкий уровень методического мастерства учителя по-прежнему демонстрируют в процессе включения учащихся в активную деятельность: при проверке домашнего задания в основном используются традиционные приёмы (исключение Курсаева Л.Д., Балаева Л.Б., Балаева Х.Ю., Алхастов А.Д.), при изучении нового материала преобладают фронтальные формы работы, информация о домашнем задании на большинстве уроков не предполагает индивидуализацию. Развивающий потенциал вариативных домашних заданий используется в 1 ступени на 56,6%, во 2 и 3 – на 40%; по – прежнему не хватает времени на организацию рефлексии учащихся при подведении итогов урока.

Развивающий потенциал урока в среднем равен 53%. На отдельных уроках можно наблюдать обучение детей навыкам сравнения, дискуссии, умению работать в паре и группе, умению оценить результаты своей работы и работы товарищей.

Проведённый в школе мониторинг даёт основание считать, что одна из задач программы развития, а именно: освоение технологии организации адаптивного занятия, создающего условия для успешной  самореализации учащихся разного уровня развития, в полной степени не решена: в условиях разноуровневого состава всех классов не до конца реализована методика индивидуального и дифференцированного обучения учащихся на уроке.

 

2.2.Совершенствование работы с детьми разного уровня развития (от одарённых до детей с особыми образовательными нуждами)

         Система условий, созданных в школе за время реализации программы, представлена на диаграмме №  2                                                                                                                                                        

Диаграмма №2

 

 

Ниже представлен анализ работы по  созданию условий для самореализации в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

 

Создание условий для самореализации

учащихся разного уровня развития на уроке

 

За годы реализации программы развития в школе сложилась определённая система обучения учащихся разного уровня развития, представленная следующими формами обучения и реализующими их программами: классно-урочная, поточная, индивидуальная.

Мониторинг степени самореализации учащихся на уроке показал, что по сравнению с 2011-2012 годом степень самореализации учащихся в 2012-2013 году по их оценкам выросла на 3,4% (556,8% и 60,2% соответственно).                                       

Диаграмма №3

 

Степень самореализации учащихся  школы на уроке (средний показатель)

        

 

 

Эта динамика подтверждается и данными мониторинга уровня самореализации учащихся на уроке по отдельным классам.

 

Диаграмма №4

Мониторинг уровня самореализации учащихся на уроке по классам

 

             

Диаграмма показывает, что учащиеся всех диагностируемых классов, исключая 10 и 8, оценивают возможности для своей самореализации на уроке в 2008 – 09 году выше, чем в 2007-08, когда они учились соответственно в 9 и 7 классах.

 При этом, по оценкам учеников, наибольшие возможности для самореализации созданы на уроках таких учителей, как Курсаева Л.Д., Евлоева М.Х., Чуриева А.Ю. (нач. кл.); Балаева Х.Ю., Шадиева П.М., Дзангиева Л.Х. (рус.яз.); Балаева Л.Б., Дзангиева М.А., Чакиева З.Д. (матем.), Евлоева Д.М. (физика); Гарданов М.Ш. (биолог.); Омаров М.А. (нем.яз); Белхароева Л.М., Омаров А.А. (история); Омаров А.А. (геогр.); Евлоев Х.Х. (ОВС, физ-ра).

В ходе мониторинга степени самореализации учащихся на уроке была выдвинута гипотеза: владение методикой организации адаптивного личностно-ориентированного урока (планируемый результат программы развития школы 2007 - 2012 года) неизбежно приводит к развитию организационных, рефлексивных, коммуникативных и  мыслительных способов деятельности  учащихся, что является непременным условием их успешной адаптации.  Для проверки гипотезы был проведён анализ сформированности  следующих способов мыслительной деятельности:

·        владение приёмами и формами свёртывания  аудируемой и визуальной информации (сокращение слов, трансформация предложений, использование графических средств конспектирования, символов);

·        владение навыками анализа информационного текста (понимание темы текста, его проблемы (задачи), умение формулировать основную мысль (тезис)

·        умение давать определение терминов и понятий;

·        умение оценивать результаты своей деятельности

Результаты анализа представлены в таблицах и диаграммах №5, №6.

 

Диаграмма №5

 

 

 

Диаграмма №6

Анализ данных  позволил сделать следующие выводы:

 

1)               способами свёртывания информации  (конспектирования) учащиеся школы владеют на низком уровне (15%): среди использованных детьми форм составления конспекта – конспект – схема, текст, план, таблица. При этом отмечается неумение отдельных детей выделить основную информацию, использовать приём сокращения слов и приём записи информации  с помощью символов.

2)               на недостаточном уровне сформированы навыки анализа и понимания текста (42,3%). Качество формулировки темы текста и понимания её  (фактическая точность) составило 32%. Грамматически и фактически грамотно заявить проблему (или задачу), которая решается в тексте,  учащиеся смогли на 27%. Тезис – на 23%

3)                 оценивается как слабое  умение формулировать понятия (39,5%): помимо незнания лексического значения слов «летопись» и «закономерность», выпускники школы слабо владеют правилами грамматического определения понятий по родовому и видовому признакам.

4)               уровень рефлексивной культуры учащихся составил 39%. Отдельные  учащиеся школы не способны адекватно оценить результаты своей работы, проанализировать причины своей успешности или неуспешности. 

5)               сравнение общих результатов выполнения всех мыслительных операций по классам показало,  что наиболее высокие результаты демонстрируют ученики 11Б  (39,5%) и  10А (36%).  Навыки конспектирования текста у учащихся сформированы на 56% (достаточный уровень), навыками анализа информационного текста учащиеся наиболее сильных классов владеют на удовлетворительном (57,5%). Процент выполнения всех заданий выпускниками  равен в среднем 56,4 %

 

Проведённый анализ опроверг выдвинутую гипотезу и показал, что выпускники школы владеют элементарными способами мыслительной деятельности при работе с информационным текстом  как основным материалом для обучения на недостаточно высоком уровне.

Причина этого видится не только в степени общего развития учащихся школы и сформированности их мотивационной сферы. Основным фактором, определяющим недостаточный уровень владения учащимися различными способами деятельности, является педагогическая позиция учителя, определяющего приоритеты в своей системе преподавания, и степень владения самим учителем данными способами деятельности и методикой обучения данным способам в рамках своего урока.

 

Создание условий для самореализации

учащихся разного уровня развития во внеурочной деятельности

 

Внеурочная деятельность по предметам направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных способностей детей более высокого  уровня учебной мотивации.

Приведём данные  мониторинга интеллектуальной деятельности учащихся и её результативности, где даны в каждом столбике по годам 1) процент   /количество участников того или иного вида деятельности от общего числа учащихся школы, 2) процент / количество призёров от числа участников.

Таблица №3

 

Годовой мониторинг интеллектуальных достижений учащихся

 

                    Год, кол-во учащихся

2010-2011

2011-2012

2012-2013

965 учащихся

973 учащихся

997

учащихся

1

 

2

1

2

 

1

2

 

 

Всего по школе

75% /609

20% /135

61% /476

28% /138

64%

/605

28,6%

/152

 

Данные мониторинга демонстрируют рост количества учащихся, вовлечённых в интеллектуальную деятельность при общем повышении показателей результативности этой деятельности.

 

Создание условий для самореализации

учащихся  с особыми образовательными нуждами

и учащимися с низким уровнем учебной мотивации

 

Система индивидуальной работы с данными детьми, сложившаяся в школе, представлена  в схеме № 1

Схема №1

 

     Понимание проблем детей низкого уровня учебной мотивации привело педагогический коллектив к необходимости разработки системы педагогического сопровождения учащихся, имеющих стойкие проблемы в обучении.

Схема №2

 Система педагогического сопровождения учащихся,

имеющих стойкие проблемы в обучении

Описание: Безымянный

 

 

Данная система предполагает работу с тремя категориями детей.

·        Группа «норма»

·        Группа «риска» социально-опасного положения (внутришкольный учёт)

·        Группа детей, находящихся в социально-опасном положении (учёт в ПДН)

 

     Положительная динамика данного направления работы говорит об эффективности и слаженности работы всего педагогического коллектива.

 

Качественное обучение учащихся разного уровня развития

 как основной показатель реализации задач развития школы

 

Результаты организации УВП представим в динамике за 4 года.

 

Динамика уровня обученности учащихся

Диаграмма №7

 

 

Диаграмма №8

 

Приведённые выше данные говорят о положительной динамике уровня обученности учащихся: при незначительном росте успеваемости количество обучающихся на «4» и «5» повысилось за 4 года на 10,8%. Вместе с тем количество учащихся, оставленных на повторный год обучения,  снизилось с 6 человек в 2011 году до 3 человек в 2012. Решением проблемы стала разработанная в школе система педагогического сопровождения детей, имеющих трудности в обучении, и организация индивидуальной работы с учащимися по особому расписанию.

         Формами оценки качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением, в современном образовании являются мониторинговые срезы знаний, умений и навыков учащихся, их компетентностного уровня  и психологических особенностей. Ведущими технологиями такой оценки сегодня стали тесты для учащихся 1 (сентябрь), 4, 7 классов (апрель), тесты, выявляющие уровень остаточных знаний учащихся 2-6 классов (сентябрь), ЕГЭ в 11 классах и государственные экзамены по технологии ЕГЭ в 9 классах (май, июнь). Представим данные внешней оценки.

Диаграмма №9

 

 

Диаграмма № 10

 

 

              

Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ 11 класс)

Данные о «4»-«5» и «2» приведены в проценты. Средний балл – из 100 баллов. Представим данные в таблицах и диаграммах.

 

Диаграмма № 11

 

 

           

 

 

Диаграмма № 12

 

 

 

 

Анализ результатов оценки обученности учащихся по предметам показал, что результаты выпускников школы в целом соответствуют текущим и годовым отметкам.

На ЕГЭ выпускники школы показали хорошие знания по биологии (средний балл в школе 54,7по стобалльной шкале), по русскому языку (средний балл в школе 52,7 по стобалльной шкале), по истории и обществознанию  (средний балл - 55,8по стобалльной шкале).

 

2.3.         Создание воспитательной системы через формирование гражданско-правовых знаний и активное включение всех участников образовательного процесса в управление школой.

 

Для самореализации учащихся был создан широкий спектр направлений внеурочной и внеклассной деятельности:

·        Школьное и ученическое самоуправление

- организация классных и школьных дел по направлениям

- поддержание и развитие традиций школы

·        Волонтёрское движение

- профилактика  потребления  ПАВ;

-  сопровождение работы  летнего  лагеря

·        Дополнительное образование по направлениям

- спортивное (ОФП, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол)

- художественно-творческое (вязание, шитьё, ИЗО, вокальная и театральные студии)

- развивающее (интеллектуальный клуб, школьная стенгазета, шахматы, клуб любителей английского языка, дискуссионный клуб)

- краеведческое (туризм)

- этнографическое (сбор фольклора)

·        Трудовое воспитание

- организация дежурства в классах и школе

- организация трудовой занятости летом

- проведение субботников

         В последние годы расширился спектр форм развивающего направления. Заключение договоров о совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования,  как- то: ДЮСШ, ЦДТЮ - позволило не только охватить больший процент учащихся внеклассной деятельностью, но и значительно разнообразить её.

Как проблемы в организации условий для самореализации детей разного уровня развития можно назвать следующие:

- проблема организации занятости детей группы «риска» при современном требовании Учредителя в 100% охвате дополнительной занятостью таких детей;

- неудовлетворительный уровень самореализации в конкретном направлении ДО для талантливых детей; особенно это касается таких объединений,  как ИЗО, клуб любителей английского языка.

 

Особенности ученического самоуправления  в школе

 

Самоуправление в школе является одним из механизмов самореализации ребёнка как личности, подготовки  его к жизни в социуме вне школы, даёт ребёнку возможность выбора и учит его принимать решения.

Система самоуправления в школе традиционно строится по вертикали снизу вверх. В классах 1 ступени работает система постоянных или временных поручений. В 89% классов 2 и 3 ступени организованы и работают классные активы. В течение последних лет были апробированы различные формы организации школьного самоуправления: делегирование кандидатов через школьную конференцию, через всеобщие выборы президента школы. 5-7 классы представляют своих членов  в активе школы, представители 8-11 классов формируют совет старшеклассников по итогам выборов в классные активы.

Положение о Совете старшеклассников определяет функционал их членов: определение форм, планирование, организацию и анализ деятельности. Совет старшеклассников координирует свою работу с административным советом или директором школы.

Функционирование Совета старшеклассников определяется планом работы на год и на каждую четверть, тематическим планом заседаний Совета старшеклассников,  планом воспитательной работы в районе.

Проблемы, связанные с работой Совета старшеклассников,  обусловлены тем, что учащиеся  малоактивны в планировании школьных дел, но вместе с тем активны в их реализации и анализе. В течение последних лет вёлся мониторинг развития школьного и ученического самоуправления      ё. Динамика изменений представлена в таблице:

Таблица №4

 

Повышение уровня  сформированности организаторских навыков

учащихся школы

- в организации классного    коллектива

- во включённости классного   коллектива  в

  самоуправление

- ответственность за классные дела

- ответственность за школьные  дела

- в отношении к другим классам

- включённость в общешкольные   дела

   с 0,35 до 0,56

 

с 0,3 до 0,5

0,4 до 0,6

0,3 до 0,6

0,2 до 0,6

0,3 до 0,6

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5

 

Проблемы

%

Классы

Взаимоотношения детей в классе, в том числе наличие группировок и отверженных,

сильное влияние отрицательных лидеров

9,35

4-6

Низкий уровень учебной мотивации

19,6

6,7,10

Низкий уровень воспитанности, ответственности и самостоятельности учащихся

16,5

5,6,8

Обозначение собственных проблем:

- Неудовлетворённость в работе с родителями;

 

- Отсутствие воспитательной системы в классе

 

 

- отсутствие надлежащих условий для организации деятельности

 

- Не определяют проблем в  своей деятельности

 

- недостаточный уровень обмена опытом среди классных руководителей

    -

 

 

9,6

 

 

    -

 

 

19,35

 

     -

-

 

 

5 «г»,          8 «г»

 

-

 

 

1-3

 

-

 

 

Анализ результатов диагностик позволил выявить следующие проблемы:

1.   Остаётся низким процент учащихся, одной из самых активных  возрастных групп – 5,6,7 классы, вовлечённых во внеклассную  деятельность.

2.    Недостаточное использование потенциала ученического     самоуправления для развития ответственности, инициативности,     толерантности, самостоятельности и других социально-значимых     качеств личности 

3.                Недостаточная методическая подготовка классных руководителей по    организации деятельности классного коллектива.

4.     Несоответствие между уровнем сформированности у учащихся способов  деятельности (планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, определять стратегию и тактику своей жизни, выявлять и решать проблемы) и уровнем требований, предъявляемых социумом  к выпускникам школы.

                                                         

 

 

 

 

2.4.         Разработка и освоение системы мониторинга качества образования

 

Цель реализации данного напрвления работы – разработка инструментария для получения данных об эффективности образовательного процесса в режиме развития школы. Отсутствие опыта разработки и реализации программы не позволило её авторам своевременно провести входной срез для последующей оценки  эффективности реализации программы развития на выходе.

 Несмотря на это, в течение 5 лет реализации программы были проведены методический семинары «Технология педагогического мониторинга», организованы работа проблемной группы по освоению системы мониторинга, проведены занятия проблемной  группы «Информационные технологии на службе мониторинга», разработан проект программы мониторинга школы. К 2010 году сложилась система мониторинга, включающая в себя его объекты, критерии, показатели, инструментарий и сроки выполнения. В связи с этим системно отслеживаются качественные показатели

·        условий образовательной деятельности (уровень профессионализма педкадров, состояние здоровья, социальное положение и уровень интеллектуального развития  учащихся, программно- и учебно-методическое обеспечение);

·        качества образовательного процесса (уровень мотивации и обученности учащихся по результатам  контрольных срезов),

·        качества результатов образовательного процесса (успешность учащихся по результатам итоговой аттестации, итогам олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных соревнований). 

Результатом освоения системы мониторинга в школе стало проведение мониторинговых исследований на заключительном этапе реализации программы развития (результаты исследований представлены выше) и их представление на педсовете «Проблемно-позиционный анализ деятельности школы как предпосылка разработки новой программы развития».

 

3.     Приоритетные проблемы развития школы

 

3.1.         Кадровые проблемы

Необходимость поддержки  статуса педагогов школы и повышения их самооценки.

 

3.2.         Научно-методические и технологические проблемы

·        в условиях разноуровневого состава всех классов не до конца реализована на практике методика индивидуального и дифференцированного обучения учащихся на уроке, что обусловливает неуспешность части  детей с низким уровнем учебной мотивации  по окончании учебного года

·        нескоординированность действий педагогов школы по формированию у учащихся элементарных способов мыслительной и социально-значимой деятельности;

·        несоответствие между уровнем владения развивающими технологиями и уровнем их реализации при организации УВП

 

3.3.         Проблемы качества обученности учащихся разного уровня развития

·        Неполное соответствие между уровнем сформированности у учащихся предметных и метапредметных способов деятельности  и уровнем требований, предъявляемых к выпускникам школы;

·        снижение уровня учебной мотивации учащихся разного уровня развития в условиях необходимости освоения образовательного стандарта

 

3.4.         Проблемы воспитательной работы

 

·        Низкий процент учащихся (одной из самых активных  возрастных групп –   5,6,7 классы), вовлечённых во внеклассную  деятельность.

·        Недостаточное использование потенциала ученического самоуправления для развития ответственности, инициативности, толерантности, самостоятельности и других социально-значимых качеств личности 

·        Несоответствие между уровнем сформированности у учащихся способов  деятельности (умение планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, определять стратегию и тактику своей жизни, выявлять и решать проблемы) и уровнем требований, предъявляемых социумом  к выпускникам школы.

·        Проблема организации занятости детей группы «риска» при современном требовании Учредителя в 100% охвате дополнительной занятостью таких детей;

 

3.5.         Проблемы социального партнёрства

·                   Незаинтересованность большей части родителей проблемами самореализации ребёнка в учебной и внеклассной деятельности при необходимости координации действий педагогов и родителей;

·                   Сохранение в практике работы отдельных педагогов старых малоэффективных форм работы с родителями и как следствие отторжение родителей от проблем школы.

 

Проблемно-позиционный анализ состояние УВП на заключительном этапе реализации программы развития школы как адаптивной системы на  2007-2012 год определяет необходимость разработки новой программы развития.

 

4.Программа развития школы

 

4.1.Концептуальные основы, стратегические цели и тактические задачи

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» подчёркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, …прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью,…способны к сотрудничеству,…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». [1]

Подобное видение образа современного человека определило новые подходы к обучению и воспитанию учащихся школы. В связи с этим в «Концепции модернизации российского образования», в «Стратегии модернизации содержания общего образования», в проекте концепции государственного Стандарта общего образования утверждается необходимость внедрения  методов обучения и  технологий, развивающих, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личную активность нынешних школьников. В «Концепции модернизации российского образования» читаем: «… общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»[2].  Таким образом, компетентностный подход признан  приоритетным подходом к организации учебно-воспитательного процесса,  направленного на формирование современного выпускника школы.

Среди ключевых компетенций  (ценностно-смысловых, социо-культурных, коммуникативных, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих) учебно-познавательные компетенции занимают особое место в силу того, школьное образование является той стартовой площадкой, на которой формируется личностно-осмысленное отношение к познанию.

Видение перспектив развития образования в целом и понимание проблем, связанных с образованием учащихся нашей школы в частности, с одной стороны, и отсутствие у педагогов школы научного сопровождения и учебно-методического обеспечения, с другой, позволяет ориентироваться не на всё содержание учебно-познавательной компетентности, а на  общеучебные умения, навыки и способы деятельности  как  наиболее приоритетные её компоненты. При этом под общеучебными умениями мы понимаем универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний.

Таким образом,  определение фокуса формирования учебно-познавательной компетентности позволяет сформулировать цель  развития образовательного учреждения: формирование общеучебных умений, навыков  и способов деятельности как важнейшего деятельностного  компонента учебно-познавательной компетенции.

Мы выделяем три группы общеучебных умений:

1.                Учебно-управленческие умения, обеспечивающие умения организовывать самостоятельную учебную деятельность

1.1.         Умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснять свою цель

1.2.         Умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности

2.                Учебно-информационные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование письменных, устных текстов и реальных объектов как источников информации   для решения учебных задач

 

2.1.Умение определять источники информации, необходимой и достаточной для выполнения намеченных целей по разрешению познавательной проблемы

2.2. Умение осуществлять поиск информации

2.3. Умение формулировать решение познавательной проблемы

2.4. Умение оценивать ход и результат решения познавательной проблемы

 

3.                Учебно-логические умения, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач

3.1.         Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и классифицировать явления и факты

3.2.         Умение определять понятия

3.3.         Умение доказывать и опровергать

 

4.                Коммуникативные умения

 

4.1. Умения оформлять свои мысли в форме стандартных продуктов письменной коммуникации  с соблюдением норм оформления жанрового текста  в соответствии с целью коммуникации и адресатом, умение использовать средства графики при оформлении письменных текстов

4.2. Умение соблюдать нормы публичной речи в соответствии с заданной целью и целевой аудиторией

4..3. Умение вести диалог

4.4. Умение работать в группе

 

При проектировании образовательного процесса на формирование и развитие учебно-познавательной компетентности мы продолжаем опираться на ключевые принципы современного образования, заявленные в предыдущей программе развития

 

1. Принцип гуманизации и гуманитаризациии обучения и воспитания является основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основным смыслом образовательного процесса становится  непрерывное развитие-саморазвитие учащихся и педагогов.

2. Принцип единоначалия и демократизации в управлении, который предполагает сознательную дисциплину, строгое соблюдение учащимися и сотрудниками школы порядка и правил, установленных Уставом школы и регламентирующими документами, определяющими повседневную жизнь и деятельность школы по выполнению поставленных задач.

3. Принцип личностно-ориентированного обучения и воспитания, который включает учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья; индивидуально-творческий подход; обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социо-культурных условиях.

4. Принцип целостности и непрерывности образования основан на  единстве процессов развития обучения и воспитания учащихся. Его реализация проявляется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования,  адекватность педагогических технологий содержанию обучения и воспитания в школе.

5. Деятельностный подход к обучению и воспитанию предполагает постоянную включенность учителя и ученика в продуктивную деятельность, в сотрудничество. Продуктивная самостоятельная деятельность, требующая решения учебных задач, побуждает человека к самоорганизации и самоконтролю,  а в коллективном труде и к коммуникативным действиям. Основа деятельностного подхода – это гармония знаний, действий и  отношений. Деятельностный подход предполагает развитие всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств труда, контроля, рефлексии), а также развитие фундаментальных качеств личности, таких, как активность, самостоятельность, ответственность, самоорганизация, самооценка и др.

6. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, который понимается нами как принцип природосообразности, предполагающий создание такой образовательной среды, которая была бы "сообразна" природе ребенка, подростка, учитывала бы психо-физиологические особенности и возможности каждого.

7. Приоритетность продуктивных, частично поисковых, исследовательских методов обучения в противовес репродуктивным.

8. Принцип адаптивности как "режим интенсивного самоуправляемого развития". Самоориентация школы на развитие посредством эффективного использования своей внутренней среды и ресурсов с учетом внешних условий и направленного на качественные изменения, на непрерывное самообновление, обеспечивающее рост потенциалов саморазвития всех участников образовательного процесса.

Видение концептуальных основ развития образовательного процесса и понимание целей развития позволяет определить тактические задачи школы:

 

 

 

1.                Кадровые задачи

1.1.         Обеспечить развитие и повышение профессионального уровня  педагогов через освоение содержания и методики компетентностного обучения;

1.2.         Создать условия для выработки общих методических подходов к формированию учебно-познавательной компетентности учащихся;

1.3.         Разработать и внедрить в практику систему преемственности по формированию учебно-познавательной компетентности в школе 1, 2 и 3 ступеней

1.4.         Способствовать повышению статуса педагогов школы через включение их в продуктивную профессиональную деятельность, обобщение и представление их опыта по компетентностному обучению на уровне районных, городских и краевых конференций и конкурсов.

 

2.                 Образовательные и воспитательные задачи. Создать условия для

2.1.             формирования предметных и общепредметных (универсальных) способов учебно-познавательной деятельности у учащихся разного уровня развития;

2.2.             усиления практической направленности предметных знаний;

2.3.             совершенствования системы работы по формированию исследовательских и проектных компетенций у учащихся более высокого уровня учебной мотивации;

3.                     Технологические задачи

3.1.             Проложить работу по совершенствованию методики организации  УВП на основе принципов индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания через овладение технологиями разноуровневого, личностно-ориентированного, развивающего и проблемного обучения, информационно-коммуникационными технологиями.

3.2.             Способствовать освоению учителями школы технологиям, методами, приёмами

·                        компетентностного обучения через овладение предметными и общепредметными способами интеллектуальной деятельности

·                        метода проектов

·                        методики проектирования компетентностно-орнентированных заданий

·                        методики нормативно-ретроспективной системы оценивания результатов ученика на основе сравнения сегодняшних результатов с выполнением нормы в прошлом, где нормой выступает модель содержания общеучебных умений, навыков и способов деятельности

·                        методики оценки организации учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий

 

Реализация данных задач позволит, во-первых,  расширить возможности  успешной социализации учащихся и выпускников школы, во-вторых, подготовить педагогов школы к тем процессам, которые предусматриваются введением стандартов нового поколения.

 

4.2. Управленческие механизмы реализации программы развития

 

4.2.1. Организационно-педагогические механизмы

·          Совершенствоание системы образования через внедрение вариативных программ обучения  в школе 1 ступени: «Стандарты второго поколения», поточного обучения  и траектории индивидуального развития в школе 2 и 3 ступени

·          Корректировка учебного плана школы в соответствии с идеей развития образовательного учреждения (системы классных часов, выделение в тематическом планировании специальных часов по формированию учебно-познавательной компетентности)

·          Разработка программы («древа») учебно-познавательных компетентностей  и их дифференциация в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся

·          Разработка механизмов диагностики и мониторинга  уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности

·          Рпазработка модели предметных и общеучебных умений, навыков и способов деятельности

4.2.2. Организационно-методические механизмы

·          Использование возможностей курсовой подготовки и потенциала высоко квалифицированных педагогов школы для целенаправленного обучения педагогического коллектива метапредметным способам деятельности и методике выстраивания учебного занятия на основе ко         компетентностного подхода

·          Перевод деятельности школьных методических объединений в плоскость проектирования методической работы по внедрению  компетентностного подхода

·          Организация проблемной группы по освоению и внедрению  метода проектов в учебный и воспитательный процесс.

 

4.2.3. Ресурсные механизмы

·          Привлечение спонсорских средств, благотоврительных средств родителей  для развития образовательной среды

·          Активное включение в решение школьных проблем Попечительского совета школы.

 

4.3.Основные направления жизнедеятельности школы в режиме развития

 

Содержание деятельности

Цель

Средства

Планируемый результат

Освоение и внедрение в практику организации УВП компетентностного подхода

Создать условия для формирования общеучебных умений, навыков и способов деятельности как основного компонента учебно-познавательной компетенции

1. Разработка «древа» общеучебных умений, навыков и способов деятельности по 3 ступеням обучения

2.Разработка модели учебно-познавательных компетентностей

3.Разработка нормативных актов, регламентирующих организацию УВП на компетентностной основе.

4.Корректировка учебного плана школы

5. Освоение методики обучения учащихся на компетентностной основе, в том числе методики построения компетентностно-ориентированных заданий

 

Утверждение нормативных актов: регламента развития учебно-познавательной компетенции, положения о кафедре, программы мониторинга.

60% учителей владеют методикой формирования у учащихся общеучебных способов деятельности.

У 50 % учащихся 1 и 2 стукпеней и 80% учащихся 11 класса сформированы общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса

Создать условия для оптимизации организации УВП

1.Освоение методики работы с электронными дневниками и журналами

2.Освоение свободного программного обеспечения и ЦОРов

3.Создание единой локальной сети и рабочих мест педагогов

4.Включение участников образовательного процесса в систему дистанционного обучения

1.90% учителей работают в сисеме электронных дневников и журналов

2. 100-процентная локализация сети, 40% педагогов обеспечены рабочими местами, 25% родителей пользуются услугами СЭДиЖ

3.ПСПО используют в педагогической практике и учебной1 деятельности 25% учителей и учащихся, 75% учителей используют ЦОРы в организации УВП

5% педагогов апробировали систему дистанционного обучения

Освоение альтернативных систем оценивания достижений учащихся в условиях внедрения компетнтностного подхода

Получение объективных данных об уровне сформированности у учащихся общеучебных способов деятельности  и об уровне реализации программы развития школы

1. Разработка модели содержания  общеучебных умений, навыков и способов деятельности как нормы для оценки достижений учащихся

2. Тиражирование опыта нормативно-ретроспективной оценки успешности детей

3.Освоение методики критериального оценивания достижений детей

4.Разработка программы мониторинга освоения методики кометентностного обучения учителями школы и сформированности общеучебных способов деятельности у учащихся

Программа мониторинга освоения методики кометентностного обучения учителями школы и сформированности общеучебных способов деятельности у учащихся

50 % учителей владеют альтернативными системами оценивания достижений учащихся

 Разработка и внедрение системы гражданского образования как необходимого условия компетентностного подхода к обучению и воспитанию учащихся

Создание модели гражданского образования, направленной на формирование человека с активной жизненной позицией.

1. Разработка программы школы по формированию гражданской компетентности школьников

2.Совершенствование школьной системы самоуправления через внедрения принципов гражданско-демократического управления

3. Включение ученика в жизнь окружающего его социума через внедрение в практику школы метода социального проектирования

 

Стратегическое планирование с учётом заданных направлений

Положительная динамика когнитивной составляющей курса «Гражданское

образование»

Освоение технологии демократических выборов и управления органами школьного самоуправления

Освоение метода социального проектирования

60% классных руководителей

 

4.4.Этапы реализации программы

 

Срок

Цель

Планируемый результат

2012-2013

Разработка программы развития

Программа развития, утверждённая педагогическим советом школы

2013-2014

1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебно-познавательной компетенции. Анализ имеющегося у школы опыта

2.3.Выявление уровня готовности учителей к обучению учащихся общеучебным способам деятельности

1. 90% учителей владеют теоретическими основами обучения учащихся общеучебным умениям, навыкам и способам деятельности

 

 

 

 

Данные входного среза

 

2014-2016

1.Разработка нормативной базы программы развития

2. Освоение содержания учебно-познавательных компетентностей  и методики обученения общеучебным умениям, навыкам и способам деятельности

 

Разработана нормативная база программы развития: регламент развития учебно-познавательной компетенции, положение о кафедре, программа мониторинга, программа учебно-познавательных компетентностей («древо» общеучебных способов деятельности), программа деятельности школы по формированию гражданской компетентности школьников, скорректирован учебный план школы,

60% учителей владеют методикой формирования у учащихся общеучебных способов деятельности.

У 50 % учащихся 1 и 2 ступеней и 80% учащихся 11 класса сформированы общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

20% учителей обобщили и представили свой опыт на уровне районных, городских и краевых конференций

Освоение метода социального проектирования

60% классных руководителей

2016-2017

Анализ реализации задач, определённых программой развития школы. Проектирование целей дальнейшего развития

Банк данных мониторинга. Проект новой программы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5.        Годовые планы реализации программы.

Цели и содержание этапов реализации программы

 

4.5.1.  План 1 этапа (2012-2013 год).

 

Тема года  Освоение теоретических основ компетентностного подхода в русле формирования общеучебных  умений, навыков и способов деятельности как компонента учебно-познавательной компетентности.

 

Цель года: создание условий для внедрения в организацию УВП компетентного подхода

 

 

 

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Планируемый результат

1

Создание условий для освоения теоретических основ компетентностного обучения в соответствии с темой года

Представление программы развития на педагогическом совете школы

Июнь, август

Базгиева Р.О.

Утверждение программы развития.

Решение педагогического совета

Проведение педагогических чтений «Компетентностный подход в понимании и практическом опыте педагогов школы»

Октябрь

Евлоева Д.М.

Согласованность позиций педагогов школы.

Организация работы   ШМО «Теоретические и методические аспекты компетентностного обучения»

Ноябрь

Евлоева Д.М.

Положение о МО.

План работы МО

 

Проведение практикума по разработке компетентностно-ориентированных заданий»

Декабрь

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Методические рекомендации

Организация методических совещаний «Современный урок в аспекте компетентностного подхода»

«Программа общеучебных способов деятельности в соответствии со ступенями обучения»

 

Ноябрь, январь

 

 

Евлоева Д.М. руководители ШМО

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

Организация педагогической конференции по проблемам «Роль учебных дисциплин в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности»

Март

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Методические материалы учителей

Использование возможностей курсовой подготовки, в том числе каскадно-цикличной модели обучения, для повышения теоретического уровня учителей

В течение года

Евлоева Д.М.

План курсовой подготовки.

Представление материалов курсовой подготовки на конференции

 

Разработка нормативных документов

Разработка программы общепредметных учебно-познавательных компетентностей

Ноябрь-февраль

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Программа общепредметных способов деятельности

Разработка проекта программы развития компетентностно-ориентированной среды через систему ДО и внеклассную работу

Ноябрь-март

Мишустина И.И.

 

Разработка программы мониторинга сформированности у учащихся общеучебных способов деятельности

Ноябрь-март

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Программа мониторинга

Утверждение нормативных документов

Апрель

Евлоева Д.М.

Решение МО

 

Проведение входных срезов мониторинга сформированности общеучебных способов деятельности у учащихся

 

 

 

Разработка и апробация входных и промежуточных срезов по выявлению уровня  владения учителями  теоретическими основами обучения учащихся общеучебным умениям, навыкам и способам деятельности

Апрель

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Данные входного среза

Разработка и апробация содержания и методики проведения входных срезов сформированности общеучебных способов деятельности у учащихся 1-3 ступеней

 

Апрель

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Данные входного среза

Анализ данных входных срезов на итоговом заседании кафедры.

Май

Евлоева Д.М. руководители ШМО

Аналитическая справка. План 2-го этапа реализации программы развития

 

Повышение ИКТ-компетноности педагогов через освоение методики работы с электронными дневниками и журналами

Проведение локальной сети с подключением к сети кабинетов, обеспеченных рабочим местом учителя

Июнь-август

Балаев Б.К.

Локальная сеть

Организация методического совещания  и плановых инструктажей «О системе электронных дневников и журналов»

Сентябрь

Балаев Б.К.

Омаров А.А.

Регистрация учителей на сайте.

Системная работа по реализации проекта «СЭД и Ж»

Обучение учителей работе с порталом www.web2edu.ru/home

 

 

Организация родительских собраний по вовлечению родителей в реализацию проекта  «СЭДиЖ»

Сентябрь

Балаев Б.К.

Омаров А.А.

Заключение соглашений с 25% родителей  на обработку персональных данных

Создание базы данных в «СЭДиЖ»

Июнь-август

Балаев Б.К.

Омаров А.А.

База данных. Готовность сайта к системной работе с электронными дневниками и журналами

 

 

5.Программа социального партнёрства

 

5.1. Корпоративные связи

5.1.1.Обеспечение научно-методического сопровождения реализации программы через организацию методических семинаров и курсов повышения квалификации на базе ИПКРО РИ.

5.1.2.Осуществление взаимодействия с ИнГУ, ИПКРО РИ, опорными школами в целях повышения профессиональной компетентности учителей

5.2. Обеспечение связей с родительской общественностью

5.2.1. Активизация позиции Попечительского совета и родительских комитетов в решении приоритетных проблем школы

5.2.2. Включение родителей учащихся школы в реализацию проекта «Система электронных дневников и журналов»

5.2.3. Привлечение родительской общественности к организации культурно-массовых    мероприятий

   5.3. Обеспечение связей с общественными организациями и кульурно-спортивными центрами

       5.3.1. Сохранение традиций тесного взаимодействия с депутатами сельского поселения Нестеровская.

      5.3.2. Составление планов совместной работы с ДК, ДЮСШ Сунженского района и ЦТДЮ, Советом старейшин и религиозными авторитетами.

 

 

 

 

 

 

                          

6. Критерии реализации программы и ожидаемый результат

 

     Критерии

Ожидаемый результат

Повышение методического мастерства учителей через овладение методами компетнтностного обучения, подтверждённое повышением квалификационной категории и представлением опыта работы на конференциях и семинарах районного и выше уровней

60% учителей владеют методикой формирования у учащихся общеучебных способов деятельности.

 

Повышение учебной мотивации учащихся через осмысление практической значимости учебной деятельности и, как следствие, повышение  качества их обученности

У 50 % учащихся 1 и 2 ступеней и 80% учащихся 11 класса сформированы общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

7. Трудности, риски в реализации программы, пути их ограничения

 

Трудности, риски

Способы ограничения

Отсутствие научно-методического сопровождения программы развития школы

Привлечение к сотрудничеству за счёт средств курсовой подготовки на базе ИПКРО РИ. Организация школьного методсовета. Ориентация работы ШМО на освоение учебно-познавательных компетентностей

Увеличение нагрузки учителей в связи с включением в работу МО и необходимостью корректировки тематических и поурочных планов

Мотивация учителей на повышение категорийности. Стимулирование их труда в соответствии с положением о доплатах в части инновационной деятельности

Низкий уровень учебной мотивации учащихся в условиях разноуровневого контингента учащихся

Уровневый подход к оцениванию достижений учащихся по освоению общепредметных способов деятельности